Снаряжение

Туристические Плавсредства

Рафт

По сути рафт это большая надувная лодка, в переводе с английского raft – это плот. Рафт изготавливают из тканей высокой прочности. Днище иногда пришнуровывается отдельно, что помогает воде, попадающей при порогах,  самой уходить из рафта. Благодаря большому размеру и высоте баллонов, рафт обладает высокой плавучестью и непотопляемостью. Это позволяет ему легко проходить довольно серьезные пороги.

Рафт

Катамаран

Катамараны бывают двух-,  четырех- и шестиместные. Для спортивных соревнований используются «двойки» и легкие «четверки». Для длительных водных походов – большие шестиместные катамараны. Катамаран – наиболее подходящее судно для совершения водных походов по рекам высочайших категорий сложности, вплоть до пятой и шестой. Он обладает отличной плавучестью и остойчивостью. Непотопляемость обеспечивается разделением баллонов на отсеки. Даже в случае переворота разгруженный катамаран можно вернуть в исходное положение. При прохождении препятствий гребцы садятся в коленную позицию, фиксируя ноги. При этом используются специальные надувные сиденья.  Для аварийных случаев на катамаране предусмотрены ручки, за которые можно держаться, плывя рядом с ним в воде. За них также можно переносить катамаран на суше. Залить катамаран водой вообще невозможно, в силу того, что заливать попросту нечего. В отличие от рафта, катамаран легко разогнать до большой скорости, что позволяет путешествовать на нем как в быстрой, так и в спокойной воде.

Катамаран

Каяк

Кая́к — тип гребной одно-, двух- или трёхместной традиционной промысловой лодки народов Арктики, то же, что промысловая байдарка. Название происходит из эскимосских языков: qajaq (ᖃᔭᖅ [qɑˈjɑq]), qayaq (от qai — «покрытая») и алеутского языка: Iqyax (игах). Традиционно делался из кож моржей и тюленей, натянутых на каркас из дерева (плавника) и кости, а в безлесных районах — из китового уса (восточные эскимосы). Крепление каркаса и сшивка водонепроницаемым швом производилась с помощью жил и китового уса. Использовались на внутренних водоёмах и в прибрежных водах Северного Ледовитого океана, Северной Атлантики, Берингова моря и Северной части Тихого океана.

Современные модели каяков обычно изготавливаются промышленным способом с использованием современных материалов и технологий.

Современный сплавной каяк из прочного пластика легко выдерживает удары о камни. Видна юбка, закрывающая посадочное место от попадания воды внутрь каяка.

Основные отличия каяка от каноэ:

  • на каяке гребут при помощи двулопастного весла;
  • на каяке гребец сидит только на ягодицах, тогда как на каноэ он может располагаться любым способом, в том числе и на специальном сиденье (на спортивном каноэ гребут, стоя на одном колене).

Современные каяки используются в водном туризме и предназначаются, в зависимости от конструкции, для плавания по бурным рекам, озёрам или морям. Различают каяки для гребного слалома, водного родео (фристайла), каяки для водного туризма, экспедиций, а также для плавания по обширным водоёмам (морские каяки).

Как правило, посадочное место гребца закрывается специальным фартуком («юбкой»), не дающим воде проникнуть в лодку даже при перевороте. Это даёт гребцу возможность совершать эскимосский переворот (постановку лодки на ровный киль из перевёрнутого состояния).

Каяк

Байдарка

Байдарка, каяк – узкая лёгкая лодка без уключин, для водного спорта и туризма. Байдарки легки, маневренны, мелко сидят в воде, что позволяет им легко преодолевать различные виды препятствий. Для байдарочных походов обычно используются двух- и трехместные суда. В основу конструкции разборной байдарки положена конструкция алеутских и эскимосских каяков. Корпус байдарки состоит из разборного алюминиевого или деревянного каркаса и мягкой обшивки, изготовленной из прочной резины, ткани с пропиткой, поливинилхлорида. Сверху корпус байдарки закрыт декой, изготовленной либо из брезента, либо из того же материала, что и днище.Есть еще и надувные байдарки, эти байдарки не имеют в своей конструкции каких-либо элементов жёсткого каркаса и являются полностью надувными. Байдарка весьма удобна при совершении водных походов как прогулочного, так и серьезного характера различной продолжительности. Легкость, маневренность и малая осадка позволяют байдарке легко преодолевать пороги и мели. Низкое расположение сидений и, соответственно, центра тяжести обеспечивает высокую остойчивость судна. Байдарки хорошо держатся на волне. 

Байдарка

Карабубер

Карабубер — судно предназначено для сплавов по экстремально сложным рекам 6 категории сложности и для поисково-спасательных работ в автономном режиме. Судно управляется двумя гребцами с канойными веслами и может нести до двух пассажиров с полным походным обеспечением. Гребцы (и пассажиры) сидят внутри «бублика», пристегнутые к корпусу ремнями безопасности, не мешающими активной работе.

Практически кольцевая форма баллонов и асимметричное расположение экипажа обеспечивают высокую остойчивость судна. В случае полного переворота оно самостоятельно возвращается в нормальное положение. Использование для дна и наружной части верха баллонов сверхпрочных тканей с ПВХ покрытием, применение в продольном каркасе трех толстостенных труб из сплава Д16Т и наличие двух независимых надувных элементов в каждом баллоне обеспечивает прочность и надежность судна, достаточную на самых сложных маршрутах.

Карабубер

Выбор плавсредства

Как же определиться, что Вам больше подойдет: сплав на рафте, или сплав на катамаране?

Первое и наверно самое главное отличие рафта от катамарана — это способ посадки. В рафте участники сидят полубоком на баллоне (ноги остаются внутри рафта). На катамаране посадка коленная — туристы сидят на баллонах «верхом», на специальных надувных «сидушках», ноги при этом зафиксированы в специальных стременах.  При длительном сидении ноги затекают. На спокойных участках воды (плесы) ноги можно вытащить из стремян, выпрямить. Тут у нас 1:0 в пользу рафта.

Второе существенное отличие во вместимости судов. Катамаран рассчитан только на четное количество гребцов 2, 4, 6. Среди них всегда есть 1 инструктор (исключение – катамаран 2-ка, на котором идут 2 участника без инструктора), который управляет плавсредством, при этом требуется достаточная слаженность в действиях команды.

В нагруженный вещами рафт можно с комфортом посадить 8 участников, при этом основная ответственность за точное прохождение порога (в коммерческих сплавах) лежит на инструкторе. Задача же экипажа уверенно грести, чтобы рафт набирал скорость.  По данному параметру рафт у нас снова наберет 1 балл, т.к. участникам в нем можно и «посачковать» и спрятаться внутрь рафта при прохождении порога. Итого пока счет 2:0.

Теперь давайте определим, на какие реки и на каком плавсредстве лучше пойти.  Посадка у 10-ти местного рафта глубже, чем у катамарана, поэтому на мелководных реках со множеством шивер и перекатов рафт просто постоянно будет сидеть «на мели». К тому же, как мы уже писали ранее, рафт куда менее маневренный, чем катамаран и именно поэтому, в сложные узкие пороги со множеством поворотов, он может просто не вписаться.  Катамаран же, в свою очередь, благодаря своей «юркости» может проскочить все подобные неприятности.  Исключение составляет маленький спортивный рафт (6-ти местный). У него высокая проходимость и очень хорошая управляемость. Благодаря нему по этому параметру у нас «ничья» и общий счет: 3:1.

Ну и конечно мы не можем не сравнить ощущения при прохождении порогов на рафте и на катамаране. В сложных порогах, с большим перепадом высот и наличием ярко выраженной «бочки» большой рафт вполне может «сложить» пополам, выкинув при этом сидящих на баллонах участников за борт (в рафте Вы ни за что не держитесь). Катамаран же, благодаря более жесткой конструкции, коленной посадке и стременам, «пробивает» бочку и вы выходите из «бочки» полностью сырыми, но (чаще всего) сидящими на баллоне. Итак, 3:2.

Итог

Итак, на катамаране и маленьком (спортивном) рафте вы можете смело идти на мелководные реки. На реки со сложными порогами (3-4 к.с.), туда, где нет длительных плесов (участков спокойной воды).

На большом рафте (10-ти местном) лучше отправляться на речки с несложными порогами шиверистого типа, с большими участками плесов.

Для новичков мы всегда рекомендуем начинать с рафта, т.к. в нем больше шансов «выйти сухим из воды», на катамаране Вы в любой шивере можете промочиться с ног до головы. 

Ну и, конечно, всегда стоит все попробовать самим, чтобы в будущем совершенно точно решить, какое плавсредство нравится именно Вам.